Премия Рунета-2020
Белгород
+13°
Boom metrics
Общество15 февраля 2011 11:24

В Белгороде запретили спектакль по Гришковцу

Премьеру «духовно опасной» пьесы «Планета» артистам пришлось играть в подвале магазина одежды
Источник:kp.ru

Белгородские власти продолжают пристально бдить нравственность земляков. Вслед за запретами на территории области мата, тяжелого рока (читайте: «Рок и мат - не наш формат!») и Дня святого Валентина (читайте: «В Белгородской области запретили День святого Валентина: он якобы портит молодежь»), они взяли да и закрыли постановки современных драматургов в театре «Новая сцена» местного института искусств. Под раздачу, в частности, в День всех влюбленных попал безобидный, в общем-то, мелодраматический спектакль «Планета». Автор – Евгений Гришковец. Причем конкретных претензий к нему и его творению белгородские «пуритане» не сформулировали. Ведь ни мата, ни откровенных сцен в спектакле нет. Просто пьеса о любви мужчины и женщины не вписалась в принятый в области так называемый «закон о духовной безопасности». Вузу «указали сверху», и его худсовет тут же снял постановку со сцены.

- Зачем мы закрыли спектакль Гришковца? – переспросили «Комсомолку» в вузе. – Чтобы нас отсюда не поувольняли…

На днях, рассказывают в институте искусств, в вузе срочно собрали худсовет, где все спектакли «Новой сцены» заклеймили как «духовно небезопасные». Кроме Гришковца, под карающий меч ревнителей морали и нравственности попали пьесы и других современных авторов – Андрея Крупина, Ивана Вырыпаева, Вадима Леванова, Ярославы Пулинович, Владимира Зуева и Дарио Фо. Интересно, что те же «Кислород» Вырыпаева или «Детский мир» Зуева шли себе на сцене театра в прошлом году.

- А в День святого Валентина, - рассказывают в театре, - нам прямо сказали: мол, хотите играть премьеру «Планеты» – ищите себе другое помещение. Самое обидное то, что те, кто назвал наши спектакли аморальными, скорее всего их не видели, и даже пьес не читали…

- Гришковца я люблю, - говорит Маргарита Литвинова, член худсовета. - Но «Планету» даже не заявили в учебный план на год. Поэтому никто ее и не увидел. Интересно, что «Новая сцена» - единственный в Белгороде театр, где ставят пьесы современных драматургов. «Планета» Гришковца здесь появилась недавно, как и пьеса уральского драматурга Андрея Крупина «Луна и трансформер». Последнюю зрители еще успели увидеть в стенах театра. А вот «Планету» Гришковца артисты 14 февраля сыграли ... в помещении магазина одежды, наспех соорудив там подобие сцены.

«Комсомолка» дозвонилась до драматурга и узнала, что он думает об этой ситуации.

- Евгений, вы в шоке были, наверное, когда узнали о белгородской истории?

- Ничего, кроме недоумения, этот запрет у меня не вызывает. Видимо, в институте культуры решили так - раз пьеса современная, значит, в ней обязательно есть мат, сцены жестокости и прочие непотребства. Почитать текст, похоже, и не пытались - ну какие жестокие сцены могут быть в «Планете», если это монолог? - Но разве наличие мата и жестокости может служить основанием для цензуры? Так можно и все театры с современным репертуаром закрывать. - Я в данном случае просто удивился отсутствию критериев запрета. Понятно, что в целом это мракобесие. В Белгороде ведь не только «Планету» ставить не разрешают, но и, например, «Кислород» Вани Вырыпаев. Я большой поклонник этого текста, и да, там есть и мат, и насилие, и секс. Но в то же время это очень талантливое произведение. И мне сейчас ничего не остается, кроме как пожалеть белгородского театрального зрителя, у которого местные цензоры отняли возможность посмотреть произведения современных драматургов в театре. Стыдно. В то же время ничего предпринимать я не собираюсь. КСТАТИ О чем были запрещенные спектакли «Новой сцены»?

- Ничего, кроме недоумения, этот запрет у меня не вызывает. Видимо, в институте культуры решили так - раз пьеса современная, значит, в ней обязательно есть мат, сцены жестокости и прочие непотребства. Почитать текст, похоже, и не пытались - ну какие жестокие сцены могут быть в «Планете», если это монолог?

- Но разве наличие мата и жестокости может служить основанием для цензуры? Так можно и все театры с современным репертуаром закрывать.

- Я в данном случае просто удивился отсутствию критериев запрета. Понятно, что в целом это мракобесие. В Белгороде ведь не только «Планету» ставить не разрешают, но и, например, «Кислород» Вани Вырыпаев. Я большой поклонник этого текста, и да, там есть и мат, и насилие, и секс. Но в то же время это очень талантливое произведение. И мне сейчас ничего не остается, кроме как пожалеть белгородского театрального зрителя, у которого местные цензоры отняли возможность посмотреть произведения современных драматургов в театре. Стыдно. В то же время ничего предпринимать я не собираюсь.

КСТАТИ О чем были запрещенные спектакли «Новой сцены»?