Известное фото царской семьи, где Николай II, как многие считают, сидит в гимнастерке цвета хаки. На самом деле это шелковая рубаха малинового цвета. Это элемент униформы 4-го стрелкового Императорской фамилии полка. Идентифицировать элементы униформы фотоколористу Ольге Ширниной помогает историк Андрей Малов-Гра, который знает абсолютно все про галуны, выпушки, просветы, лядунки и т. д. (княжны - на фото слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Анастасия). Фото: Ирина ШИРНИНА
Время от времени на страничках в Фейсбуке и Инстаграме Музеи Московского Кремля публикуют архивные фотографии царской семьи, раскрашенные фотоколористом. Каждая новая публикация встречает шквал эмоций у пользователей сети. Кто-то считает, что раскрашивать фотографии - китч и пошлость. А кто-то, наоборот, благодарит музей за то, что персонажи учебников истории на цветных фотографиях предстают живыми людьми.
Автор цветных снимков - фотоколорист Ольга Ширнина рассказала «Комсомолке» о своей работе.
Цесаревич Алексей. Фото: Предоставлено Музеями Московского Кремля
- Ольга, как вы стали заниматься раскрашиванием фотографий?
- Вообще, я преподаватель английского и немецкого языка. Всю жизнь проработала переводчиком. Увлечение фотоколористикой началось с того, что я перевела с немецкого книгу Дитера Хольцшу «Цветоведение для флористов». Почерпнула много интересного. Освоила «Фотошоп», потом вышла в фейсбуке на сообщество колористов. Оказалось, что этим занимается множество людей разных профессий и возрастов, среди моих знакомых, например, Патти Аллисон, которая в молодости была морпехом в армии США, и талантливый румынский архитектор Пауль Керестес. Они подсказали мне много полезных приёмов, рассказали о некоторых тонкостях работы.
Императрица Александра Федоровна (сидит справа, кто-то из дочерей подписал ее «мама»), великие княжны Ольга (стоит - подписана), Татьяна и фрейлина Анна Вырубова (крайняя слева - подписана «Аня») в форме сестер милосердия (1914 год).
- Какие проекты, в которых вы участвовали, были наиболее интересными?
- Два года назад ко мне обратились монахи монастыря Иоанна Крестителя на Кипре, которые планировали издать первую полную биографию Романовых на греческом языке. Я впечатлилась, с каким уважением братия монастыря относится к русской истории, к царской семье и с радостью приняла участие в этом проекте. Книга уже вышла на греческом и английском языке, интерес к ней проявили некоторые российские издательства. А недавно ко мне обратились из Музеев Кремля. Сказали, что у них есть редкие фотографии, с которыми можно поработать.
В работе колориста есть много особенностей, о которых нужно знать. На снимке великая княжна Татьяна (она слева, справа - Ольга) запечатлена в мундире с нагрудным лацканом черного цвета. На самом деле лацкан ярко-желтый. Фото: vk.com
- Вас привлекла перспектива работы с редкими фото?
- Конечно. Довольно сложно найти наши черно-белые фото в хорошем качестве. В интернете в свободном доступе есть множество отличных фотографий высокого разрешения из США, а вот у нас снимки публикуют в виде маленьких превью, да ещё и с логотипом поперёк. И это в век визуализации. А потом удивляются, что молодёжь не знает историю. Иногда сканы удаётся покупать в наших архивах, но это занимает много времени, да и цены постоянно растут.
На этой любительской фотографии начала XX века за чайным столом в гостиной Гатчинского дворца собрались вдовствующая императрица Мария Федоровна (посередине) с дочерью Ксенией Александровной (справа) и внучкой Ириной Александровной (слева)
- Что самое сложное в технике раскрашивания?
- Если фотография качественная, то работа идет быстро и раскрашивать - одно удовольствие. Часто много времени отнимает предварительная обработка оригинала, например, изменение контрастности, очистка и т. д. Идеальное фото для раскрашивания – это изображение, на котором присутствуют все оттенки серого и почти нет чисто черного и чисто белого, ведь чёрный поглощает все цвета, а белый их отталкивает.
- Вас кто-то консультирует в исторической части работы?
- В работе колориста есть масса подводных камней, о которых нужно знать. Например, на одном из снимков Великая княжна Татьяна запечатлена в мундире с нагрудным лацканом, который выглядит чёрным. На самом деле лацкан ярко-желтый - в начале двадцатого века были камеры, которые так видоизменяли желтый и другие цвета. Или взять известное фото царской семьи, где Николай II, как многие считают, сидит в гимнастёрке цвета хаки. На самом деле это шелковая рубаха малинового цвета! Это элемент униформы 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка. К счастью, у меня есть консультант, эксперт по униформе, историк Андрей Малов-Гра, который знает абсолютно всё про все эти галуны, выпушки, просветы, лядунки и т. д.
Великие княжны Мария, Татьяна (сидит), Анастасия и Ольга Николаевны, начало XX века. Фото: Предоставлено Музеями Московского Кремля
- У вас есть свои секреты?
- При раскрашивании я использую цвета с современных фотографий. Это в какой-то степени снимает барьер между настоящим и прошлым.
- Как подбираете нужный тон кожи для тех или иных персонажей?
- Стараюсь учитывать, при каком освещении был снят человек, ориентируюсь на индивидуальные особенности. Например, у меня есть один подписчик, он обожает британскую семью и постоянно подчёркивает, что кожа у Елизаветы и Маргарет - белейшая, а помада красная. Великие княжны, вероятнее всего, были светлокожими, хотя есть фото, где явно видны следы загара.