Азбука СЖД от А до Я: Паровоз
Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Е.А. и М.Е.Черепановыми в 1833 г., на два года опередившими постройку первого паровоза в Германии. Он выгодно отличался от зарубежных паровозов оригинальными удачными конструктивными решениями. Этот паровоз перевозил до 3,2 т груза со скоростью около 16 км/ч.
Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Е.А. и М.Е.Черепановыми в 1833 году.
Однако, паровозы для первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом, открытой в 1838 г., были заказаны за границей. Только сооружение Петербурго-Московской железной дороги явилось основанием для начала русского паровозостроения.
По экономичности и мощности паровоз уступает тепловозу и электровозу, однако значительно превосходит и тот и другой по выносливости и неприхотливости.
С 1898 по 1917 г. заводы России построили 16064 паровоза. Паровозный парк дореволюционной России отличался нецелесообразно большой разнотипностью. Поэтому в 1912 г. впервые была введена буквенная система обозначений серий паровозов. Так, согласно ей, все старые товарные паровозы с 3-мя движущими осями (типы 1-3-0, 0-3-0, 0-3-1) получили обозначение серии Т (трёхосные), типа 0-4-0 выпущенные до паровозов «нормального типа» – Ч (четырёхосные), паровозы «нормального типа» – О (основные) и т.д.
Паровоз ИС - расшифровывается как Иосиф Сталин
Советский период паровозостроения берёт свое начало с декабря 1920 г., когда был принят пятилетний план восстановления паровозного хозяйства.
Интересна история названий советских паровозов – каждое буквенное обозначение можно расшифровать. Обычно названия навались либо по имени конструктора (Щ – конструктора Щукина, Л – конструктора Лебедянского), либо по названию завода, выпустившего паровоз (ОР – завод Октябрьской революции), либо им давали имена советских руководителей (ИС – Иосиф Сталин, СО – Сергей Орджоникидзе, ФД – Феликс Дзержинский). Кстати, такая традиция сохранилась и позже: например, название электровоза ВЛ, до сих пор ходящего с грузовыми поездами по Северной железной дороге, расшифровывается как Владимир Ленин.
Паровоз ФД расшифровывается как Феликс Дзержинский
Были у паровозов и неофициальные прозвища. Так, паровоз Ов ласково называли «овечкой», Су – «сумкой» или «сушкой», П-36 за характерные полосы по бокам прозвали «генералом», Л – «лебедянкой» (хотя у него было официальное название – «Победа»).
Паровозная бригада: помощник машиниста Кузьминов Н. В., старший машинист Пьянков В. Б., кочегар Смирнов Д. П.
К паровозам всегда было особое отношение со стороны работников: каждая машина закреплялась за бригадой, и машинист, помощник и кочегар отвечали за ее состояние и внешний вид. В депо было своего рода соревнование: чей паровоз более ухоженный и красивый. Его с любовью мыли, до блеска начищали все металлические детали, постоянно подкрашивали. Когда паровоз отправляли на капитальный ремонт, машинист всегда присутствовал при этом: контролировал, чтобы все работы производились качественно.
Паровозная бригада: помощник машиниста Егоров С., старший машинист Трапезников В. Н., кочегар Задумкин Н., помощник кочегара Кучерова Е. М.
По экономичности и мощности паровоз уступает тепловозу и электровозу, однако значительно превосходит и тот и другой по выносливости и неприхотливости. Паровоз способен выдерживать 400 процентов перегрузок относительно расчетной мощности, а отапливаться может порой совершенно немыслимыми видами топлива, например, сырыми осиновыми дровами, а в годы гражданской войны, случалось, и сухой воблой. Ремонт паровоза стоит значительно меньше, чем тепловоза или электровоза; гораздо дешевле, чем электроэнергия и солярка, обходятся уголь и мазут. Именно эти качества паровоза во многом определили бесперебойность работы железных дорог во время Великой Отечественной войны.
Паровоз серии П36, установленный на станции Шарья в 1988 году, был выпущен в 1955 году на Коломенском заводе.
Паровоз остается одним из уникальных технических творений. Во многих странах, в том числе и в России, сохраняются паровозы-памятники, пользуются популярностью ретропоезда с паровой тягой. На Северной железной дороге в скором времени также появятся два действующих паровоза.
Узкоколейный паровоз серии Гр-332, выпущенный в 1951 году на заводе в Бабельсберге (Германия), с 1986 года стоял на территории Ярославской детской железной дороги. После ремонта в депо Санкт-Петербург-Финляндский он будет ездить по Детской железной дороге.
Паровоз-памятник в Ярославле.
Паровоз серии П36, установленный на станции Шарья в 1988 году, был выпущен в 1955 году на Коломенском заводе. Планируется, что после капитального ремонта, который будет выполнен в депо Сальск (Северо-Кавказская железная дорога), паровоз уже своим ходом вернется на Северную железную дорогу. На станции Шарья в качестве памятника установят паровоз серии Л, который будет привезен и поставлен на отремонтированный постамент.
На Северной железной дороге в скором времени появятся два действующих паровоза.
При подготовке статьи использованы материалы книги А.Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог», сайтов rzd-expo.ru и Википедия
Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Окно
Все материалы: Азбука СЖД от А до Я