Премия Рунета-2020
Калининград
+14°
Boom metrics
Общество10 декабря 2015 16:05

Пытаясь достать из болота под Калининградом Ил-2, поисковики утопили экскаватор

Самолет времен Великой Отечественной войны, затонувший в Целау, должен был стать новым экспонатом Пятого форта.
Это все, что осталось от самолета на сегодняшний день.

Это все, что осталось от самолета на сегодняшний день.

Фото: Иван МАРКОВ

О том, что в болоте Целау покоится советский штурмовик Ил-2, было известно еще в 90-е годы, если не раньше. По всей видимости, самолету пришлось совершить вынужденную посадку на замерзшей равнине болота в феврале 1945 года. Два отверстия от пуль на левой стороне кабины пилота говорят о том, что посадить машину было нелегко – вероятно, «прошило» приборную доску. До нулевых самолет простоял в торфяной жиже практически в том же виде, в каком приземлился: не было только сгоревшего фанерного хвоста. Но потом крылья и прочие детали аборигены растащили на металлолом.

Ради нового экспоната

Спасти останки самолета в среду утром на болото отправилась целая экспедиция во главе с представителями поискового отряда «Русь». То, что под ногами хлюпала вода, а до самолета от края болота было не меньше двух километров, поисковиков не смутило. План был предельно прост: взять экскаватор, подцепить ковшом бронекапсулу и загрузить ее в прицеп. Планировалось уже в четверг доставить Ил-2 на Пятый форт.

Тяжелая махина буквально с первых метров начала погружаться в пучину.

Тяжелая махина буквально с первых метров начала погружаться в пучину.

Фото: Иван МАРКОВ

- В конце апреля мы подняли двухмоторный истребитель Пе-3 в районе поселка Люблино, - перед началом операции заявил командир отряда «Русь» Николай Мартынчик. – Сейчас поднимем Ил-2. Позже через архивы выясним, какова была судьба летчиков. Номер двигателя известен, поэтому, я думаю, эта часть работы труда не составит. После первого осмотра мы обнаружили четыре вмятины от пуль и два сквозных отверстия. Пробоины, вероятно, калибра 7,62, стреляли из пулемета.

Мартынчик так уверенно рассказывал о том, что в четверг самолет будет перевезен на место будущей экспозиции, что казалось, работы займут максимум пару часов. Ожидалось, что кабина самолета и остатки двигателя станут третьим экспонатом нового отдела музея на Пятом форте. Самым первым стал поднятый в прошлом году в районе Каширского легкий бомбардировщик Су-2.

Вязкий торф

Теперь о самой операции по подъему. Несмотря на то, что в девятом часу утра все должны были быть в сборе, транспорт задерживался. В итоге водитель грузовика, опоздавший больше, чем на час, стал первой неудачей. Вторая поджидала перед самым болотом: пока экскаватор тащил на себе грузовик с прицепом по разбитой тропе, порвалась буксировочная цепь. Тут снова пришлось повозиться около получаса.

На обшивке самолета видны следы пуль.

На обшивке самолета видны следы пуль.

Фото: Иван МАРКОВ

Но кошмары начались на самом болоте. Сначала экскаватору было необходимо проломить просеку ковшом. Усевшись верхом на его башню, поисковики, военные и даже один байкер из «Ночных волков» рванули в неизвестность. Я шел по просеке метрах в десяти, наблюдая, как под лязгающими гусеницами трясется болото. Это походило на землетрясение: земля ходила под ногами, а торф, проседая, снова выпрямлялся, как только многотонная машина съезжала с него. Из-за лесного завала продвигались медленно: примерно по метру в минуту. Зато когда экскаватор выполз на открытое пространство, показалось, что теперь дело пойдет быстрее, поэтому я с майором Мартынчиком отправился к самолету, развешивая по дороге пластиковые пакеты – метки для экскаваторщика.

Стоило добраться до проржавевших останков, как у командира отряда зазвонил телефон, а вдали послышался жалобный гудок машины.

- Увязли мы, тонем! – послышалось из трубки.

Когда вернулись обратно, оказалось, что машина не прошла и десятка метров. Раскисший торф медленно затягивал в себя громадину, а мужики в камуфляже навалились на отстегнутый прицеп, колеса которого полностью провалились в жижу.

- Рычага не хватает, давайте подлиннее что-нибудь ищите, - плюясь и матерясь, кричал один из поисковиков, намекая на растущие неподалеку сосны.

- Под колесо ветки руби! – перекрикивал его второй, хватая бензопилу. Он уже бежал к указанной сосне.

Журналист чуть не утонул

С горем пополам прицеп удалось вытянуть, освободив место для маневра экскаватора. Пока кипела работа, и надрывались спины, журналисты, не успевшие посмотреть на самолет, начали просить меня провести их. Пришлось согласиться.

Не прошли мы и семисот метров, как за спиной послышалось жалобное: «Помогите!». Повернувшись, вижу, как оператор одного из местных телеканалов стоит в болоте по самый пах, причем, сразу обеими ногами. Ему на помощь поспешил другой оператор. И вот они уже, стучась телекамерами, начали хвататься друг за друга.

- Это не смешно нифига! – крикнул тонущий, заметив, что ситуация начинает веселить его попутчиков. Смеясь и утопая, журналисты выдернули коллегу из трясины…

В этот момент до самолета добрался замкомандира отряда «Русь» Владимир Манжура.

- Если сейчас не получится, то в ближайшее время мы не будем предпринимать новых попыток, - произнес Манжура. - Это надо или зимой делать, когда все застынет, или летом, когда все подсохнет.

А вот в лагере на берегу болота так не думали. Кто-то даже в шутку говорил, что вносящих смуту и сеющих панику следует расстрелять.

- Назад дороги нет, мужики! – говорил один из поисковиков. – Мы обещали, что завтра доставим самолет на Пятый форт, и мы это сделаем!

Так выглядят остатки штурмовика вблизи.

Так выглядят остатки штурмовика вблизи.

Фото: Иван МАРКОВ

Тут все снова сели у костра и начали сыпать предложениями. Кто-то предложил волоком тащить самолет на стальном листе, кто-то заговорил о километровом стальном тросе. В общем, поисковики заночевали на болоте, охраняя технику. А в четверг снова взялись за работу.

- Мы купили 400 метров троса, - по телефону рассказал вчера Николай Мартынчик. – Но наш экскаватор ушел в болото по самую стрелу. Сейчас ждем на помощь второй. Будем откапывать…

P.S.

На момент выхода этого номера в печать и экскаватор, и самолет все еще находились в болоте Целау.

Поздним вечером, когда мы покинули Целау, экскаватор все еще не мог сдвинуться с места.

Поздним вечером, когда мы покинули Целау, экскаватор все еще не мог сдвинуться с места.

Фото: Иван МАРКОВ

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Исследователь болота Целау, краевед Владимир Гусев обнаружил самолет еще в 2000 году. Найденные вещи летчиков: пряжки и шелковые лоскуты парашютов он передал в Правдинский музей. Тогда же он начал искать информацию о летчиках. Как оказалось, не зря. Вот выписки из журнала боевых действий 311-й штурмовой авиационной дивизии.

- Экипаж 956 ШАП (штурмового авиационного полка): летчик младший лейтенант Гальченко, воздушный стрелок сержант Чубунадзе подбит огнем зенитной артиллерии противника, произвел вынужденную посадку в районе 12 км северо-западнее Фридланд (сейчас Правдинск – Ред.). Самолет разбит, экипаж невредим – прибыл в свою часть.

К несчастью, уже 18 марта экипаж снова был сбит в районе Бальги и «упал в 1 км западнее Штугенен». Летчики погибли.