Премия Рунета-2020
Белгород
+11°
Boom metrics
Общество22 июня 2011 9:32

Белгородские таксисты-ветераны: «Таксуют частники, а мы работаем»

Экипаж «извозчиков» с тридцатилетним стажем накануне российского Дня таксиста рассказал правду о своей профессии

Мы отыскали на базе бывшего белгородского таксопарка троих таксистов с большим стажем работы. Это экипаж одной машины, на которой они по очереди круглые сутки помогают людям быстро и с ветерком добраться до цели. «Комсомолка» попыталась доискаться в разговоре с ними, что же это такое — возить таких разных людей из года в год.

«Бандиты напали в центре города»

- Работа у нас нервная. Но — терпимая, - начинают почти одновременно наши собеседники.

Поняв по усталому лицу, что Виктор Дубенский только что отработал ночную смену, начинаем интервью с него.

Виктор Иванович за рулем с 1969 года, а в белгородском таксопарке трудится с 1983-го. За годы в своей «адреналиновой» профессии повидал всякое:

На таких авто начинали свою карьеру наши герои.

На таких авто начинали свою карьеру наши герои.

Фото: Дмитрий ЛАДЫГИН

- Бывает, что и угрожают, и нападают. Был как-то случай, что бандюки пытались меня утопить в коллекторе. Началось с того, что не хотели платить и начали меня колотить. Откуда только силы взялись! Там здоровый был один, пузатый, покрепче нашего Коли, так я ухватил его и под баранку зажал. Если бы второй на меня не напал, туго бы пузатому пришлось. Тот второй меня вытащил из машины, а здоровяк сломал баранку, чтобы выбраться из-под нее. Я того, что вытаскивал меня, ударил прямой, и тот упал, а я схватил рубашку с документами и тикать дворами. А потом милицию вызвал. И было это в центре города, на «Родине». Кругом людей столько — и хоть бы кто вмешался и помог. Ну да, милиция их нашла. И стали ко мне бандюки ездить устрашать, чтобы я заявление свое забрал. И милиция туда же, стала уговаривать, мол «Откажитесь вы от заявления». Бандиты наобещали за это колеса купить новые, да так и пропали.

- Да, немало наших убили. Так навскидку сразу троих можно назвать. Опасность в нашей работе часто бывала. Например, когда еще границы не было, в Харьков летали со скоростью самолета. В аэропорт успевали за час-двадцать, - вступает в беседу Николай Большаков, у которого водительский стаж начался с 1970-м, а в таксопарк Николай Николаевич пришел работать в 1973 году.

Николай Большаков: "Работа у нас опасная".

Николай Большаков: "Работа у нас опасная".

Фото: Дмитрий ЛАДЫГИН

- Конечно, родные не раз отговаривали от этой работы, - признается Дубенский, - но разве ж откажешься? Привязанность такую уже ничем не оторвешь. На другой работе я просто не смог бы работать, естественно...

Приходилось возить баранов и гробы

Выясняем, что во времена старой дисциплины стать таксистом было непросто. Мало прав - требовали трехлетнего стажа. А еще 3 месяца учили премудростям: как общаться с пассажирами, как обращаться со счетчиком. У таксистов прежде была форма: фуражка, коричневый костюм, нашивки на рукавах отражали класс водителя. О давних строгостях таксисты говорят уважительно, а о нынешних скороспелых лихачах — наоборот, с неодобрительным недоумением.

На просьбу рассказать теперь что-нибудь веселое, Дубенский под смех товарищей говорит:

- А веселье у нас начинается каждый вечер, особенно по выходным. Вот вчера приезжаю в Дубовое, садится женщина, пьяная в дупеля. Проехала на 30 рублей внутри поселка, пообещала сбегать в один дом и вернуться — и с концами. Ладно уж деньги, так ведь еще время... Чтобы сногсшибательное что-то вспомнить... Раз увидел: машина передо мной едет и горит, обогнал, помог затушить: у него топливо протекало и воспламенилось.

- Вышел как-то забавный случай — мне пришлось лет 8 назад везти их Харькова через таможню двух баранов. Натуральные бараны, племенные, дорогие, женщина-фермер, что купила их в Полтавской области на племя, отдала за каждого по 25 тысяч рублей. Уложили мы их в багажник, прикрыли неплотно и повезли. Документы были все в порядке, но таможенники, конечно, повеселились. И багажник потом долго от запаха выветривался, - припоминает третий сменщик Валерий Погорельцев. Валерий Харитонович начал в таксопарке 35 лет назад при стаже за рулем с 1967-го.

Валерий Погорельцев: "Танцы моя работа, а такси - хобби".

Валерий Погорельцев: "Танцы моя работа, а такси - хобби".

Фото: Дмитрий ЛАДЫГИН

- Бывает, что возишь иностранцев, которые дорогу не могут объяснить, особенно из ближнего зарубежья. Но чаще наши двух слов не могут связать от пьянства, - признается Большаков. - Недавно один ночью вымолвил только: «На Губкин». Уже когда до Корочи доехали, он удивился и сказал, что ему надо на проспект Губкина. А уж недоразумений из-за похожих названий ул. Ватутина и проспект Ватутина, рынок «Князь Владимир» и памятник князю — такого хоть отбавляй... Но это ничего, лишь бы не напали. Причем не угадаешь, кто на что способен. Моего брата младшего, он тоже таксист, по горлу полоснули три девчонки, ограбить хотели. Хорошо, нож тупой был. Он одну скрутил и доставил в милицию. Я в таких случаях говорю агрессивному клиенту: «Не надо мне и денег, ступай себе при своих».

Обсуждая типы пассажиров, выясняем от ветеранов такси: чем богаче с виду клиент, тем выше вероятность лукавства. Так, один господин словно воплощал сказку про неразменный рубль: с утра норовил расплатиться пятитысячной купюрой, и так несколько раз ездил бесплатно, пока Большаков не заготовил ему ворох сдачи.

Виктор Дубенский помогал честному гаишнику Гречихину задержать преступников

Спрашиваем о дальних поездках. Выясняется, что в советские годы, когда личных легковых автомобилей было мало, люди чаще вызывали такси до Воронежа или Россоши.

- Я возил на Каховское водохранилище и обратно. Просто романтическая парочка решила ножки помочить, - вспоминает Погорельцев.

Особая советская реалия: перевозка на дальние расстояния гробов с усопшими, и такое случалось у наших героев не раз. Все виды сервиса, в том числе похоронный, так хромали при Союзе, что гроб доставляли на такси. Запихивали по диагонали в ГАЗ-24 и так везли: в Нижний Новогод или даже Баку, дыша формалином, которым консервировали труп.

Фото: Дмитрий ЛАДЫГИН

Отдельная тема среди таксистов — отношения с дорожной инспекцией. Конечно, говорим и о знаменитом белгородском гаишнике Павле Кирилловиче Гречихине, которому за неподкупность поставили памятник. У Большакова от него было два просечки в талоне с угрозой лишиться прав. А Дубенский рассказывает два занятных случая о Гречихине:

- Довелось мне с ним раз водку пить, а другой раз я помогал ему преступника задерживать. Потеряв как-то сумку с документами, я оказался без прав и недолго работал грузчиком в гастрономе. И Пал Кириллыч меня там навещал, все ведь знали друг друга, и выпили с ним по маленькой. А другой раз он меня остановил и сказал, что нужна помощь: «Ты стой здесь, а то ведь этого подлеца надо поймать!» Я караулил у машины для подстраховки, а он слез со своего мотоцикла и кинулся куда-то через забор. Привел сам задержанного, руки ему ремнем связал, в люльку усадил и в отдел повез.

- Вообще-то, такси не моя основная профессия: по образованию я хореограф, - вдруг удивляет признанием Погорельцев. - Ансамблю бального танца «Белогорочка» отдал немало времени, это мое детище, там теперь работают мои ученики. Это была моя любимая работа, а таксопарк — мое хобби. И ту, и другую любил. Есть у нас тут и свои поговорки. Когда кто-то спросит: «Ты таксуешь?», отвечаю: «Таксуют частники, а я работаю». Такси — это как болезнь. Если кто-то проработал 2-3 года таксистом, то все, возврата нет. И дело не только в деньгах! Работа в такси дает большой круг общения, и ведь хороших людей на порядок больше, чем плохих.

- Если выдержал у нас какое-то время и привык — то все, без такси немыслимо, - соглашается с другом Дубенский.