Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды14 января 2019 0:15

Актер из "Аквамена" признался, что он - рогатый заяц

В новом фильме-опроснике Германа Васке на вопрос "что такое творчество" отвечают самые известные люди планеты
Алексей АЛМАЗОВ
Алексей АЛМАЗОВ
Актер Уиллем "Дефо. Кадр из фильма Почему мы креативны?"

Актер Уиллем "Дефо. Кадр из фильма Почему мы креативны?"

На экранах — документальное исследование германского режиссера Германа Васке "Почему мы креативные". В течение тридцати лет он озадачивал знаменитостей вопросом: «Что вами движет, почему вы креативны?»

Затея оказалась далеко не безобидной.

«Никогда не надо спрашивать сороконожку почему она идет, иначе она упадет тебе на лицо!», — отвечает на вопрос австрийский режиссер Михаэль Ханеке. В свою очередь британский композитор Брайан Ино демонстрирует ребячливое простодушие : «Это один из редких случаев в жизни, когда получаешь что-то ни за что...» А писатель Федерик Бегбедер замечает: «Творчество — своего рода гнев».

В фильме-опроснике Германа Васке собрано более сотни реплик. Марина Абрамович, Бьорк, Славой Жижек, Джим Джармуш, Ник Кейв, Дэвид Линч и Дэвид Боуи - предаются саморефлексии. Далай-лама, Джон Клиз, Умберто Эко, Джордж Р.Р. Мартин, Джордж Буш старший, Нельсон Мандела и Михаил Горбачев - демонстрируют абсолютное бессилие в попытках сформулировать свое кредо. Официально считавшийся умнейшим человеком на Земле Стивен Хокинг признается, что не может высказаться, не впадая в банальность. Но добавляет: «Ни один ученый не сформулирует ответ, ведь и наука неразрывна связана с воображением. Цель — ничто, движение — все!»

Иными словами, сколько людей — столько креативов: «Творчество — это страсть, а иметь подлинную страсть — это привилегия и большая удача!», — подчеркивает актриса Изабель Юппер. Разброс ответов невероятно широк, но картина Германа Васке — это не только палитра разноречивых мнений. Режиссер формирует ассоциативную взаимосвязь мотивов определяющих жажду творчества: детские обиды и неутоленное любопытство, желание самоутверждения, мечта о преображении себя и реальности, преодоление границ собственной личности и приобщение к эстетическому идеалу. Последнее часто проявляется самым парадоксальным образом, главное в творчестве — не стесняться желаний, неудач, комплексов, инстинктов. Немецкий художник-концептуалист Тобиас Ребергер делится секретом: «В детстве... всегда хотелось иметь какую-нибудь картину Ван Гога. Не для того, чтобы повесить в комнате на стену, — мне хотелось засыпать, прижавшись щекой к полотну Ван Гога. Мне и сегодня этого хочется, и, вероятно это как-то связано с тем, как я выполняю свою работу...»

Ближе всего к точке зрения автора картины высказывание Дэвида Боуи: «Мне кажется, я больше интересуюсь визуальной, чем нарративной формой... по мере того, как я становлюсь старше, идея нарративной формы кажется стала старомодной, архаичной преградой...» Режиссер предложил Боуи графически прокомментировать туманную сентенцию. Тот отказался и Васке изобразил звезду кирпичным колодцем воздвигнутым посреди бурной реки. Музыкант радостно закивал головой: неотмирный имидж Боуи — это и рамка, и водораздел с проходящим сквозь него «потоком существования». А актер Уиллем Дефо накалякал нечто трудновообразимое и внезапно прозрел: «Я — рогатый заяц!»

Столь же оригинален был автограф Квентина Тарантино и использованные в качестве перебивок рисунки режиссера ленты. Творчество — игра с непредсказуемым результатом, зато очевидной пользой; недаром считается, что посвященное музам время не идет в счет отмеренных дней жизни. Ровно это имел ввиду цитируемый за кадром Пабло Пикассо: «Каждый ребенок – художник. Проблема в том, как остаться художником когда ты вырос».