Мурманское отделение Фонда социального страхования провело «круглый стол» на тему «Новые электронные социальные сервисы».
Фото: Антон ЗАБИРОВ
Век высоких технологий - так давно окрестили нашу эпоху. Мы привыкли к нашим электронным помощникам: с легкостью вызываем через приложения такси, расплачиваемся за «коммуналку» и записываемся к врачу. Различные сервисы постепенно проникают в нашу жизнь. О том, как в этой сфере работает Фонд социального страхования, мы поговорили в рамках круглого стола с представителями фонда, местного минздрава и общественниками.
- Для того чтобы оптимизировать нашу деятельность, снизить мошенничество и упростить процесс получения госуслуг, эксперты фонда соцстрахования разработали ряд электронных сервисов, - рассказала управляющий региональным отделением ФСС Галина Шмойлова.
Многие из этих сервисов, озвученных Галиной Шмойлова, уже давно используются гражданами.
Фото: Светлана УФИМЦЕВА
«Больничный» - это не больно
Одним из самых известных и удобных сервисов ФСС стал «электронный больничный». Проект работает в Мурманской области с 1 июля 2017 года, в октябре этого года был выдан юбилейный 4-тысячный электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). В систему уже включились 37 из 57 лечебных учреждений региона.
- Цель проекта - переход на электронное взаимодействие между всеми участниками процесса, полный уход от бумажных носителей и создание прозрачной системы выплат, - пояснила заместитель начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Татьяна Облезина. - У проекта множество преимуществ не только для пациентов, но и для медиков и страхователей.
Так, первые могут снизить затраты на получение, учет и хранение бланков и время их оформления. А вторые - сведут риски оплаты поддельных «больничных» к нулю.
Заместитель начальника отдела на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Татьяна Облезина.
Фото: Светлана УФИМЦЕВА
- Электронный лист нельзя потерять, его нельзя испортить, а информацию по нему можно видеть «онлайн». А вот в каком виде оформлять «больничный» - решает пациент, - пояснила Татьяна Николаевна. - Нужно помнить, что такой листок не распечатывается и не выдается пациенту, а формируется и направляется в фонд. На руки вы получите лишь талон с номером ЭЛН, который нужно предоставить работодателю.
В тесном контакте
Как уже отмечалось, в реализации этого сервиса ФСС плотно работает с медучреждениями региона. Более того, именно в больницах и поликлиниках области можно на практике увидеть, как работает эта система.
- Мы даже сформировали нормативы по выдаче ЭЛН для каждого учреждения. Процесс этот уже не остановить - скоро пациент и не вспомнит, как когда-то бегал с бумажками, в которых нужно было исправлять неясности почерка и опечатки, - отметила зам. начальника управления развития информационных и материально-технических ресурсов минздрава Мурманской области Наталья Харламова.
Естественно, такая трудоемкая работа не может обойтись без поддержки партнеров.
Фото: Светлана УФИМЦЕВА
Несмотря на то, что проект уже полноценно работает, медучреждениям при переходе на эту систему пришлось столкнуться с трудностями. В первую очередь финансовыми.
- Пока проект принесет определенные дивиденды, в него необходимо вложиться: только электронных подписей необходимо приобрести порядка 6 тысяч, - подчеркнула Наталья Евгеньевна. - И эти вложения не единоразовы.
Более того, немаловажен и человеческий фактор. Многим регистраторам в поликлиниках пришлось буквально учиться работать с компьютером и обучение это продолжается до сих пор.
Страх или нежелание?
http://www.kp.ru/share/i/4/1603070/big.jpg
Несмотря на очевидные преимущества нового сервиса, многие боятся им пользоваться – отсюда и невысокие показатели по региону. Связано это и с работодателями, которые не идут навстречу новому.
- Нам не совсем понятно, почему так происходит. Свыше 11 тысяч страхователей предоставляет свою отчетность в электронном виде, а это значит, что у них есть все инструменты для работы в этой системе, - рассказала начальник отдела информатизации Мурманского регионального отделения ФСС Наталья Василевич. - У нас есть страхователи, которые ежемесячно представляют нам по 500 отсканированных листов. Сколько на это нужно времени? Электронный вид облегчит работу! - уверена Наталья Ильинична.
Одним из возможных толчков для работодателей может стать переход на прямые выплаты с 1 июля 2019 года, когда все пособия будут рассчитываться и оплачиваться ФСС.
В центре замначальника управления развития информационных и материально-технических ресурсов минздрава Мурманской области Наталья Харламова.
Фото: Антон ЗАБИРОВ
- Можно также создать «черные» списки работодателей, которые отказываются от приема ЭЛН, и публиковать их на сайте, - предложили Фонду в минздраве.
Ключевое слово - открытость
В Заполярье на данный момент успешно работают такие сервисы, как открытый контракт и электронный талон РЖД на проезд к месту лечения.
ФСС закупает для инвалидов протезы, коляски, слуховые аппараты, трости, а также санаторно-курортные путевки. Теперь информация об этих и других закупках заранее размещается на сайте ok.fss.ru. Проект работает с января 2018 года, и на данный момент на сайте уже размещен 31 контракт на сумму 136 миллионов рублей.
- Ключевое слово здесь - это открытость. На портале находится полная информация о предмете контракта стоимостью более 1 миллиона рублей: его цена, способ получения, статус закупки, требования, условия поставки, - пояснила Галина Шмойлова. - Обсуждение закупок способствует уточнению технического задания, лучшей подготовке к торгам и предупреждению возможных нарушений.
Мероприятие привлекло внимание СМИ.
Фото: Антон ЗАБИРОВ
Еще один важный проект ФСС - электронный талон на проезд поездом к месту лечения и обратно. Десять категорий граждан из числа федеральных льготников, имеют право на получение помощи государства в виде набора социальных услуг, в который, в том числе, входит бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Теперь при обращении льготника в региональное отделение Фонда талон, подтверждающий право на получение бесплатного ж/д билета, специалисты оформляют в электронном виде. То есть все необходимые сведения о льготнике оперативно поступают в цифровом формате на сервер компании «РЖД». Дальше гражданин может выбирать - получить билет в железнодорожной кассе, предъявив только паспорт, или оформить электронный проездной билет через сайт «РЖД», не выходя из дома.
Вместе в электронное будущее
Все обсужденные сервисы – это лишь маленькая часть тех сервисов, которые может представить нам Фонд. Один из самых интересных проектов, находящихся в разработке, - «Социальный навигатор». Это мобильное приложение, которое подскажет, как именно поступить в той или иной жизненной ситуации, поможет инвалиду найти необходимые средства реабилитации и даже тех, кто придет на помощь.
- В нем можно увидеть размер пособий и больничных, а также даты их выплат и так далее. В будущем оно также будет показывать ближайшие социально значимые объекты, отслеживать очередь на санаторно-курортное лечение, предоставлять консультации специалистов фонда.
Встреча с экспертами длилась больше двух часов.
Фото: Светлана УФИМЦЕВА
Приложение уже можно скачать на сайте фонда по адресу sn.fss.ru. Но и это еще не все, в Фонде продолжают работать над разработкой электронного родового сертификата, «социального юриста» и многим другим.
Доступность для каждого
Несмотря на явные преимущества электронных сервисов, многим, к сожалению, эти услуги остаются недоступными. Далеко не у всех есть возможность купить смартфон, планшет или компьютер, а кто-то элементарно не умеет всем этим пользоваться.
- Большое количество инвалидов – это пожилые люди, которых нужно обучать, - убеждена председатель Мурманской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» Лариса Рябышева. - Они все привыкли к бумажкам. Безусловно, это уже пережиток прошлого, с которым нужно бороться. Хорошо, что существуют программы при библиотеках, где их обучают работе на компьютерах. Такие сервисы очень удобны и для тех, кто не может выйти из дома.
После каждый мог задать специалистам «круглого стола» свои вопросы.
Фото: Антон ЗАБИРОВ
Одним из итогов нашего «Круглого стола» стала договоренность между сотрудниками Фонда и представителями общества инвалидов о совместных занятиях по обучению цифровой грамотности, ведь прогресс возможен только при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон.