Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Наши права и льготы2 ноября 2018 15:24

Цифровое будущее страхования

Фонд социального страхования Мурманской области рассказал о своих новых электронных сервисах
Мурманское отделение Фонда социального страхования провело «круглый стол» на тему «Новые электронные социальные сервисы».

Мурманское отделение Фонда социального страхования провело «круглый стол» на тему «Новые электронные социальные сервисы».

Фото: Антон ЗАБИРОВ

Век высоких технологий - так давно окрестили нашу эпоху. Мы привыкли к нашим электронным помощникам: с легкостью вызываем через приложения такси, расплачиваемся за «коммуналку» и записываемся к врачу. Различные сервисы постепенно проникают в нашу жизнь. О том, как в этой сфере работает Фонд социального страхования, мы поговорили в рамках круглого стола с представителями фонда, местного минздрава и общественниками.

- Для того чтобы оптимизировать нашу деятельность, снизить мошенничество и упростить процесс получения госуслуг, эксперты фонда соцстрахования разработали ряд электронных сервисов, - рассказала управляющий региональным отделением ФСС Галина Шмойлова.

Многие из этих сервисов, озвученных Галиной Шмойлова, уже давно используются гражданами.

Многие из этих сервисов, озвученных Галиной Шмойлова, уже давно используются гражданами.

Фото: Светлана УФИМЦЕВА

«Больничный» - это не больно

Одним из самых известных и удобных сервисов ФСС стал «электронный больничный». Проект работает в Мурманской области с 1 июля 2017 года, в октябре этого года был выдан юбилейный 4-тысячный электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). В систему уже включились 37 из 57 лечебных учреждений региона.

- Цель проекта - переход на электронное взаимодействие между всеми участниками процесса, полный уход от бумажных носителей и создание прозрачной системы выплат, - пояснила заместитель начальника отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Татьяна Облезина. - У проекта множество преимуществ не только для пациентов, но и для медиков и страхователей.

Так, первые могут снизить затраты на получение, учет и хранение бланков и время их оформления. А вторые - сведут риски оплаты поддельных «больничных» к нулю.

Заместитель начальника отдела на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Татьяна Облезина.

Заместитель начальника отдела на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Татьяна Облезина.

Фото: Светлана УФИМЦЕВА

- Электронный лист нельзя потерять, его нельзя испортить, а информацию по нему можно видеть «онлайн». А вот в каком виде оформлять «больничный» - решает пациент, - пояснила Татьяна Николаевна. - Нужно помнить, что такой листок не распечатывается и не выдается пациенту, а формируется и направляется в фонд. На руки вы получите лишь талон с номером ЭЛН, который нужно предоставить работодателю.

В тесном контакте

Как уже отмечалось, в реализации этого сервиса ФСС плотно работает с медучреждениями региона. Более того, именно в больницах и поликлиниках области можно на практике увидеть, как работает эта система.

- Мы даже сформировали нормативы по выдаче ЭЛН для каждого учреждения. Процесс этот уже не остановить - скоро пациент и не вспомнит, как когда-то бегал с бумажками, в которых нужно было исправлять неясности почерка и опечатки, - отметила зам. начальника управления развития информационных и материально-технических ресурсов минздрава Мурманской области Наталья Харламова.

Естественно, такая трудоемкая работа не может обойтись без поддержки партнеров.

Естественно, такая трудоемкая работа не может обойтись без поддержки партнеров.

Фото: Светлана УФИМЦЕВА

Несмотря на то, что проект уже полноценно работает, медучреждениям при переходе на эту систему пришлось столкнуться с трудностями. В первую очередь финансовыми.

- Пока проект принесет определенные дивиденды, в него необходимо вложиться: только электронных подписей необходимо приобрести порядка 6 тысяч, - подчеркнула Наталья Евгеньевна. - И эти вложения не единоразовы.

Более того, немаловажен и человеческий фактор. Многим регистраторам в поликлиниках пришлось буквально учиться работать с компьютером и обучение это продолжается до сих пор.

Страх или нежелание?

http://www.kp.ru/share/i/4/1603070/big.jpg

http://www.kp.ru/share/i/4/1603070/big.jpg

Несмотря на очевидные преимущества нового сервиса, многие боятся им пользоваться – отсюда и невысокие показатели по региону. Связано это и с работодателями, которые не идут навстречу новому.

- Нам не совсем понятно, почему так происходит. Свыше 11 тысяч страхователей предоставляет свою отчетность в электронном виде, а это значит, что у них есть все инструменты для работы в этой системе, - рассказала начальник отдела информатизации Мурманского регионального отделения ФСС Наталья Василевич. - У нас есть страхователи, которые ежемесячно представляют нам по 500 отсканированных листов. Сколько на это нужно времени? Электронный вид облегчит работу! - уверена Наталья Ильинична.

Одним из возможных толчков для работодателей может стать переход на прямые выплаты с 1 июля 2019 года, когда все пособия будут рассчитываться и оплачиваться ФСС.

В центре замначальника управления развития информационных и материально-технических ресурсов минздрава Мурманской области Наталья Харламова.

В центре замначальника управления развития информационных и материально-технических ресурсов минздрава Мурманской области Наталья Харламова.

Фото: Антон ЗАБИРОВ

- Можно также создать «черные» списки работодателей, которые отказываются от приема ЭЛН, и публиковать их на сайте, - предложили Фонду в минздраве.

Ключевое слово - открытость

В Заполярье на данный момент успешно работают такие сервисы, как открытый контракт и электронный талон РЖД на проезд к месту лечения.

ФСС закупает для инвалидов протезы, коляски, слуховые аппараты, трости, а также санаторно-курортные путевки. Теперь информация об этих и других закупках заранее размещается на сайте ok.fss.ru. Проект работает с января 2018 года, и на данный момент на сайте уже размещен 31 контракт на сумму 136 миллионов рублей.

- Ключевое слово здесь - это открытость. На портале находится полная информация о предмете контракта стоимостью более 1 миллиона рублей: его цена, способ получения, статус закупки, требования, условия поставки, - пояснила Галина Шмойлова. - Обсуждение закупок способствует уточнению технического задания, лучшей подготовке к торгам и предупреждению возможных нарушений.

Мероприятие привлекло внимание СМИ.

Мероприятие привлекло внимание СМИ.

Фото: Антон ЗАБИРОВ

Еще один важный проект ФСС - электронный талон на проезд поездом к месту лечения и обратно. Десять категорий граждан из числа федеральных льготников, имеют право на получение помощи государства в виде набора социальных услуг, в который, в том числе, входит бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Теперь при обращении льготника в региональное отделение Фонда талон, подтверждающий право на получение бесплатного ж/д билета, специалисты оформляют в электронном виде. То есть все необходимые сведения о льготнике оперативно поступают в цифровом формате на сервер компании «РЖД». Дальше гражданин может выбирать - получить билет в железнодорожной кассе, предъявив только паспорт, или оформить электронный проездной билет через сайт «РЖД», не выходя из дома.

Вместе в электронное будущее

Все обсужденные сервисы – это лишь маленькая часть тех сервисов, которые может представить нам Фонд. Один из самых интересных проектов, находящихся в разработке, - «Социальный навигатор». Это мобильное приложение, которое подскажет, как именно поступить в той или иной жизненной ситуации, поможет инвалиду найти необходимые средства реабилитации и даже тех, кто придет на помощь.

- В нем можно увидеть размер пособий и больничных, а также даты их выплат и так далее. В будущем оно также будет показывать ближайшие социально значимые объекты, отслеживать очередь на санаторно-курортное лечение, предоставлять консультации специалистов фонда.

Встреча с экспертами длилась больше двух часов.

Встреча с экспертами длилась больше двух часов.

Фото: Светлана УФИМЦЕВА

Приложение уже можно скачать на сайте фонда по адресу sn.fss.ru. Но и это еще не все, в Фонде продолжают работать над разработкой электронного родового сертификата, «социального юриста» и многим другим.

Доступность для каждого

Несмотря на явные преимущества электронных сервисов, многим, к сожалению, эти услуги остаются недоступными. Далеко не у всех есть возможность купить смартфон, планшет или компьютер, а кто-то элементарно не умеет всем этим пользоваться.

- Большое количество инвалидов – это пожилые люди, которых нужно обучать, - убеждена председатель Мурманской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» Лариса Рябышева. - Они все привыкли к бумажкам. Безусловно, это уже пережиток прошлого, с которым нужно бороться. Хорошо, что существуют программы при библиотеках, где их обучают работе на компьютерах. Такие сервисы очень удобны и для тех, кто не может выйти из дома.

После каждый мог задать специалистам «круглого стола» свои вопросы.

После каждый мог задать специалистам «круглого стола» свои вопросы.

Фото: Антон ЗАБИРОВ

Одним из итогов нашего «Круглого стола» стала договоренность между сотрудниками Фонда и представителями общества инвалидов о совместных занятиях по обучению цифровой грамотности, ведь прогресс возможен только при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон.