2018-04-16T11:55:17+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Троицкий (Ярославский) вокзал

Ярославский вокзал (до 1870 года — Троицкий, до 1922 года — Ярославский, до 1955 года — Северный) — один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок пассажиров.
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

Каждые сутки с вокзала отправляется около 300 поездов - на север и восток. Отсюда по железной дороге можно попасть в Воркуту и Архангельск, Киров и Красноярск, в Хабаровск и во Владивосток, в Пекин и Улан-Батор. На Ярославском вокзале начинается самая длинная железнодорожная магистраль в мире – Транссибирская. Именно здесь между третьим и четвёртым путями находится «нулевой километр» Великого Сибирского Пути до Тихого океана длиной в 9300 километров.

Ярославским вокзал стал называться с 1870 года - с окончанием строительства одноимённой железной дороги.

Ярославским вокзал стал называться с 1870 года - с окончанием строительства одноимённой железной дороги.

А в XVII веке на месте современной Комсомольской площади и находящихся на ней вокзалов располагалось обширное поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчёвским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку до Красного пруда поле тоже получило название «Каланчёвское».

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями.

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги.

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги.

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги. Постройка вокзала обошлась в 220 тысяч рублей. Проект вокзала с учетом масштабов дороги, которая в ту пору строилась только до Сергиева Посада, и была ориентирована на паломников, направлявшихся в Троицко-Сергиеву Лавру, был заказан небольшой. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения. Левая часть здания отводилась управлению дороги.

Первый поезд по маршруту МоскваСергиево отправился с Троицкого вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км). Отправлению предшествовала торжественная церемония. Для освящения вокзала, был приглашён митрополит Московский и Коломенский Филарет. Владыка раньше никогда не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него от состава отцепили паровоз, который совершил несколько манёвров по станции, что крайне заинтересовало его высокопреосвященство. После этого он совершил молебен и окропил святой водой вагоны, приготовленные к отправлению.

Первый поезд по маршруту Москва – Сергиево отправился с Троицкого вокзала 22 июля 1862 года.

Первый поезд по маршруту Москва – Сергиево отправился с Троицкого вокзала 22 июля 1862 года.

Ярославским вокзал стал называться с 1870 года - с окончанием строительства одноимённой железной дороги. А ещё через два года с него отправились в неблизкий путь первые пассажиры до Вологды.

В 1895—1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль. Все они — символы главного хода Ярославского направления.

Ярославским вокзал стал называться с 1870 года - с окончанием строительства одноимённой железной дороги.

Ярославским вокзал стал называться с 1870 года - с окончанием строительства одноимённой железной дороги.

При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров в связи с возросшим пассажиропотоком.

Современная реставрация, выполненная к лету 2005 года по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева, так и не вернула зданию исторически-законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему — серп и молот, а не царский двуглавый орел, как было до 1917 г. В ходе реставрации был, однако, восстановлен ряд деталей шехтелевского проекта, частично утраченных (заложенных новой кладкой, заштукатуренных или искажённых) в советское время.

Современная реставрация так и не вернула зданию исторически-законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему — серп и молот.

Современная реставрация так и не вернула зданию исторически-законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему — серп и молот.

Использованная литература

Кириченко Е. И., Макеев А. М. Ярославский вокзал — памятник русской архитектуры // Транспортное строительство. — 1980. — № 2. — С. 57—59.

• Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 557—560. — 792 с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.

Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Архитектура и история московских вкозалов. — М.: Спутник, 2007. — С. 60—101. — 334 с. — ISBN 978-5-364-00500-7.

• Васькин А. А. Памятники истории и архитектуры Москвы. Ярославский вокзал // Актуальные проблемы современной науки. — М., 2008. — № 1. — С. 9—13.

• Васькин А. А. История строительства в Москве Ярославского вокзала по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля в 1902—1904 гг. // Исторические науки. — М., 2008. — № 1. — С. 6—10.

• Васькин А. А. Феномен русского модерна // Московский журнал. — 2012. — № 12. — С. 2—13. — ISSN 0868—7110.

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Снегоборьба

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: