Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Василий Песков14 марта 2018 12:15

Последний очерк Василия Пескова

Виртуальный музей отвечает на вопросы читателей
Источник:kp.ru
Легенда "Комсомольской правды" Василий Михайлович Песков. ФОТО Сергей ЖДАНОВ

Легенда "Комсомольской правды" Василий Михайлович Песков. ФОТО Сергей ЖДАНОВ

Из редакционный почты:

Вы опубликовали первый очерк Василия Михайловича, который он написал в 1953 году. А какую статью он написал последней?

Сергей Курташов

г.Уварово Тамбовской области.

Отвечает Наталья Хлызова, директор музея Василия Пескова в Воронежском биосферном заповеднике:

ЕГО ПОДРУГА – СЕРАЯ ЦАПЛЯ

28 мая 2013 года в «Комсомольской правде»-Воронеж появилась короткая заметка Елены Федяшевой о том, что Воронежский заповедник посетил Василий Песков. На этот раз его интересовала жизнь колонии серой цапли, возникшей в заповеднике более сорока лет назад. В свое время журналист немало помог сохранению здесь этой колонии, как и колонии бобров, ныне расселившихся по всем местным речкам. Василий Михайлович провел в заповеднике несколько дней. Мы тогда еще не знали, что это будет его последний приезд сюда. А спустя две недели, в пятничном номере “Комсомолки” за 13-20 июня 2013 года, под обычной рубрикой «Окно в природу» появился его рассказ о серой цапле, так и озглавленный. 12 августа Пескова не стало. Командировка в заповедник стала его последнем выездом, а “Серая цаплая” последним очерком, написанным “вживую”.

«… Живут цапли, как грачи, колониями. Иногда по десять гнезд на одном дереве. Ссорятся с соседями, но, с другой стороны, сообща отбиваются от пернатых хищников – ворон, орланов, подорликов. Когда птенцы подросли и готовы летать, колонии пустеют. Все птицы, как могут, добывают корм у воды – ловят рыбу, лягушек, мышей. Улетают на юг в сентябре-октябре, чтобы в апреле опять оказаться среди деревьев, стоящих около воды. Иногда они меняют место колонии, это происходит от истощения водоема и сильного беспокойства хищниками. В Воронежском заповеднике были две большие колонии, но одна исчезла, а другая, напротив, выросла, у реки Воронеж до полутораста жилых гнезд…

… Колония близ села Ступино процветает, в ней около трех сотен птиц. «Не мешают ли цапли жизни в селе?» – «Нет, – ответил здешний огородник. – Ловят рыбешек и лягушек. Кому они мешают?» – «А люди цаплям мешают?» – «Мне думается, что не мешают, даже помогают жить. Видели над гнездами хищных птиц? Вот кого цаплям надо бояться. Человек цапле не враг. Охотники не бьют – мяса у цапель немного, да и рыбой пахнет. У нас от рождения человек знает: цапель не надо трогать. Помню, Андрюшка Кривой из ружья цаплю убил, так его все осудили. Нельзя! Грех цаплю убить. Теперь и заповедник их охраняет. Ваш друг, вижу из заповедника. Он хорошо это знает».

Весной колония птиц находится под «охраной грязи». После весенних разливов в пойме грязи тут – море. Мы побоялись с Сергеем в этом море утопить болотные сапоги. «Грязевая защита» цапель сохраняется до половины лета. А позже обитатели колонии разлетаются во все стороны.

На реке и озерах цапель можно встретить повсюду. Они являются украшением природы… Плывешь на лодке, глядишь, цапля стоит в воде. «Это наша знакомая, далеко залетела. Приятно встретить ее далеко от родных ольшаников», – заканчивает беседу о Ступинской колонии мой друг Сергей Сапельников…»

Знаете, Сергей, ваш вопрос всколыхнул и мои воспоминания.Так случилось, что на полевые исследования мы отправлялись в один день и в одно и то же время майским утром: Василий Песков, его внук Дмитрий и научный сотрудник заповедника Сергей Сапельников на легковой «Ниве», а я, тогда еще недавний сотрудник заповедника, и наши энтомологи В.М. Емец и Н.С. Емец на стареньком УАЗе научного отдела. Наша машина уже тронулась с места, когда я увидела Василия Михайловича в сопровождении его спутников. Он что-то увлеченно рассказывал им и улыбался. С сожалением подумала тогда о том, что так и не удалось мне опять познакомиться с легендарным журналистом. Таким я его и запомнила: в той самой кепке, которая сейчас лежит в музейной витрине, с фотоаппаратом, в потертых джинсах с подтяжками, фланелевой синей рубашке в крупную клетку, увлеченно рассказывающим и улыбающимся… А на память осталась вот эта фотография Василия Михайловича в полевой форме, которую сделал и передал потом в музей его внук Дмитрий Песков. Это тоже один из последних портретов великого журналиста.

Один из последних снимков Василия Михайловича.

Один из последних снимков Василия Михайловича.

Дорогие читатели!

Напоминаем, у вас есть возможность выходить на прямую связь с редакцией и задавать вопросы руководителю Клуба журналистов-ветеранов КП Людмиле Матвеевне Семиной, а также директору единственного в стране Воронежского музеея Василия Пескова Наталье Юрьевне Хлызовой.

Наталья Юрьевна Хлызова и Людмила Матвеевна Семина

Наталья Юрьевна Хлызова и Людмила Матвеевна Семина

Мы будем публиковать ваши воспоминания о встречах с Василием Михайловичем и рассказы о том, как повлияло общение с ним на вашу судьбу, присланные в электронном виде фотографии, сканы документов, писем, других артефактов, связанных с журналистом. Пусть память о Василии Михайловиче всегда будет живой!

Свяжитесь с нами с помощь специальной формы внизу