Премия Рунета-2020
Воронеж
+6°
Boom metrics
Звезды12 июня 2017 14:20

Автор романа «Географ глобус пропил» Алексей Иванов: «Соцсети «съели» реалистичную литературу»

На творческой встрече в Воронеже известный писатель рассказал, чем ему понравилась игра Хабенского в фильме по его роману, за какие «тараканьи бега» не любит литпремии и почему писатели пишут о писателях брехню
Алексей Иванов в Воронеже.

Алексей Иванов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

11 июня в Воронеже писатель Алексей Иванов («Сердце Пармы», «Общага на крови», «Псоглавцы», «Тобол. Много званых») получил Платоновскую премию - миллион рублей. В разные годы ею награждали писателей Бориса Екимова и Андрея Битова, театрального режиссера Льва Додина, пианиста Михаила Плетнева, художника-мультипликатора Александра Петрова, кинорежиссера Александра Сокурова. Автор нашумевшего романа «Географ глобус пропил» признался, что ему приятно быть в таком ряду лауреатов. На творческой встрече Алексей Иванов рассказал о своем отношении к литпремиям, экранизациям, различным литературным жанрам.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ – ТАРАКАНЬИ БЕГА

- Платоновская премия какая-то правильная: она не состязательная, для нее не надо заводить выгодные знакомства. Надо просто существовать в культуре, а не в московской художественной тусовке! Потому что, по-моему, у нас литературные премии получают писатели трех видов: члены столичной тусовки, люди, лояльные тусовке, и фигуры компромисса. Поскольку я ни то, ни другое, ни третье – мне там ничего не светит. Другое дело, премии за культуру вообще - в них не состязаешься в тараканьих бегах. И Платоновская – общекультурная премия. Поэтому я ее с благодарностью принял. В прошлом году я узнал, что Сокуров получает Платоновскую премию. Подумал, везет же некоторым. Мне в голову не могло прийти, что на следующий год дадут и мне.

Алексей Иванов получил Платоновскую премию в миллион рублей.

Алексей Иванов получил Платоновскую премию в миллион рублей.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

В КИНО ВАЖНЕЕ ИГРАТЬ НА ОБАЯНИИ, КАК ХАБЕНСКИЙ

- Когда я узнал, что будут снимать фильм по моему роману «Географ глобус пропил», я был очень рад. Когда возник вопрос, кто будет играть главного героя – Евгений Миронов или Константин Хабенский, я сначала склонялся к Миронову. Но когда увидел, как сыграл Хабенский, понял, что решение Александра Велединского взять именно его на роль главного героя, было правильным. Потому что Миронов сыграл бы на интеллекте. А Хабенский играл на обаянии. А с точки зрения кинематографа игра на обаянии важнее игры на интеллекте. Потому что это не научная монография, а художественный фильм. Я очень им доволен, невзирая на то, что в него не вошло многое из романа. На мой взгляд, это очень удачный и сильный фильм. Надо понимать, что экранизация, то есть перевод произведения из одной художественной системы в другую, это процесс, который всегда сопряжен с определенными утратами, и к ним надо подходить адекватно и объективно. И о фильме нужно судить по фильму, а не по книге-первоисточнику. Если фильм получился хорошим, и книга в нем жива, значит, это хорошая экранизация, даже если половина книги в этот фильм не вошла. А фильм Велединского, безусловно, очень хороший. Я понимаю, что герой, которого играл Хабенский, не совсем совпадает с тем героем, которого я описал в романе. Но книга написана в 1995-м, а фильм снимали в 2013-м. Поскольку времена сильно изменились, герой получился не совсем такой. В этом и есть главная суть отличия фильма от книги. А отличия по сюжет уже не столь важны. Совпало то, что и в книге, и в фильме описан герой нашего времени.

РЕАЛИСТИЧНЫЕ РОМАНЫ ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ ИЗ-ЗА СОСЦЕТЕЙ

- В формате реализма, в котором я люблю работать, писать сейчас не имеет смысла. Такие произведения читателями не прочитываются. Эту культурную революцию произвело изобретение соцсетей. И возможность разным людям быть писателем на просторах интернета. Как только соцсети вошли в нашу культуру, статус художественного произведения современности изменился. Представьте, что некий Ф.М. напишет роман о проблемах питерского студента, который учился в университете, у него не было денег продолжать обучение дальше, и он, предположим, ограбил киоск микрозаймов и заодно зарубил киоскершу и ее сестру, которая зашла туда погреться. Будет ли этот роман о том, тварь я дрожащая или право имею? Не будет. Читатели этот роман воспримут, как историю одного конкретного студента, и завалят автора комментариями: каждый расскажет, как этот студент должен был выйти из своего несчастного положения, поделится историями о том, как их знакомые выходили из этого положения, или обольет писателя помоями, скажет, что роман - дрянь, и сам писатель – дрянь. То есть роман не будет прочитан обществом как художественное произведение, это будет частный случай. Поэтому писать роман о современности в жанре реализма сейчас не имеет смысла. В общем-то, сейчас их практически и не бывает. О современности пишут через некие искажающие фильтры. Либо это жанровый роман, типа моего «Комьюнити». Либо это какие-то гримасы постмодерна, так пишут Сороки и Пелевин. Либо это исторический роман, который каким-то образом хочет намекнуть на современность, но это неправильный подход к историческому материалу.

НА НОН-ФИКШН НЕЛЬЗЯ ЗАРАБОТАТЬ

- Часто говорят, что нон-фикшн пишут, чтобы заработать. Все это чушь на постном масле. Никакой олигарх не будет платить писателю, чтобы он написал про него, какой он белый и пушистый, хотя бы по той причине, что литература имеет очень маленькое хождение. Ну, выйдет эта книга тиражом 3-5 тысяч, но что от этого в общественном мнении изменится? Ничего. Поэтому в литературе не бывает «заказа», не бывает продакт плэйсмент, в чем часто обвиняют писателя. Литература делается для души, тем более литература нон-фикшн. Это блажь писателя. Потому что за этот жанр платят еще меньше, чем за обычную литературу, и произведения нон-фикшн нельзя никак конвертировать. Ты не продашь документальную книгу на экранизацию, не сделаешь по ней оперу или еще что-то. Поэтому любой нон-фикшн пишется для души. Я с нон-фикшн работаю давно, знаю, как это делается. У меня есть свой продюсерский центр, который реализовывает мои проекты, в первую очередь нон-фикшн. И на эти проекты я всегда привлекаю спонсорские средства, поэтому для меня финансовый вопрос в данном случае не стоит. Это я все говорю к тому, что деньги Платоновской премии – не решающий фактор, чтобы я начал писать о речфлоте. Когда я начну о нем писать, у меня появится спонсор именно на этот проект. А начну я писать тогда, когда до этого дозрею. Эта тема практически неисчерпаемая. Я собрал по ней теме огромную библиотеку, и потихонечку ее осваиваю. Когда я почувствую, что уже набрал достаточно веса для этого, я займусь речфлотом, там обязательно будет про Воронеж, воронежские верфи, про «Гото Предестинацию».

СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА ВЫРОДИЛАСЬ В МЕЛКОТРАВЧАТУЮ ЛИТЕРАТУРУ

- Моими первыми публикациями в конце 80-х были фантастические повести. Но где-то в 1991-м я полностью ушел от фантастики. Я ее просто перерос, мне она стала неинтересна. Стало интересней восстановить какой-нибудь исторический мир художественными средствами и внедрить в него свою волю, нежели под свою волю придумывать фантастический мир. Мне кажется, реализм – более сложная художественная задача, нежели фантастика. Фантастика мне перестала быть интересна как жанр, но осталась интересна, как прием, и в своих произведениях я часто его использую. А сама по себе фантастика в России выродилась, она превратилось в гетто, которое само для себя поставляет культурную информацию, само потребляет и вне себя, в общем, никому не нужно. Я из интереса попробовал читать фантастические книжки, которых полно. Ну, такая фигня, по-другому не скажешь. Жалко, что высокая советская фантастика выродилась в такую мелкотравчатую литературу.

Писатель Алексей Иванов на творческой встрече в Воронеже на седьмом Платоновском фестивале.

Писатель Алексей Иванов на творческой встрече в Воронеже на седьмом Платоновском фестивале.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ВСЕ, ЧТО ПИШУТ ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ, НА ТРЕТЬ БРЕХНЯ

- Мне предлагали написать книгу для ЖЗЛ. Но та персона, которую я предложил, издательство не заинтересовала. А я предложил инженера Ростислава Алексеева, который придумал суда на подводных крыльях, ракеты-метеоры, экранолеты. Это человек, который во всем мире считается гениальным инженером-кораблестроителем. Но Россия сама себе не интересна. Писатели занимаются тем, что пишут о писателе, который писал о писателе… Это какой-то культурный междусобойчик, который мне не интересен. Документальную книгу о писателе я бы предпочел в исполнении не писателя, а например, историка или литературоведа. А то, что писатель пишет о писателе, как минимум на треть брехня.

РОССИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СТАЛА ПЕРИФЕРИЙНЫМ ЯВЛЕНИЕМ

- Недавно был на Лондонской книжной издательской ярмарке. Стенд со всеми издательствами России занимал примерно 1/10 часть кинозала. А представьте зал, увеличенный вдвое. Это был стенд одного из английских издательств, где клерки заключали договора с писателями и другими агентами – то есть это просто была техническая зона. Это показатель. К сожалению, российская литература и книгоиздательство давно в мире стали периферийным, маргинальным явлением. Наша литература ничего в мире не определяет и, в общем-то, никому не интересна. Поэтому я читаю литературу иностранную, которая получает различные литературные премии, чтобы узнать, в какую сторону двигается литературный процесс. А то, что пишут в России, практически не читаю. Я люблю и иностранный нон-фикшн.. Последнее из интересного, что я прочитал, - замечательная книжка американского журналиста Дэниэла Ергина «Добыча Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». Это огромный толстенный том об истории мировой нефтедобычи и борьбы за нефть. И когда ты ее прочитаешь, история с головы на ноги становится, ты понимаешь, как устроен мир. Почему случались те или иные события, особенно в ХХ веке. Это крепко отрезвляет. К сожалению, российские авторы нон-фикшн такого уровня не пишут. Наверное, не умеют им заниматься так, как умеют иностранцы. Писать книжки про писателей – это ради бога, а вот про добычу нефти – такого российского писателя или журналиста не найдешь.

НЕ ВЫСКАЗЫВАЮСЬ НА ФЕЙСБУЧНЫЕ ТЕМЫ

- Часто спрашивают, как я отношусь к каким-то политическим темам, Алексею Навальному? Я бы хотел отклониться от ответа. Мне очень не нравятся фейсбучные темы, на которые каждый спешит высказаться. Есть хорошее выражение Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его». Считаю, безответственно высказываться по поводу Крыма, Навального или еще чего-то – это неправильно, это только разжигание розни. Я человек в этой теме некомпетентный. Я такой же потребитель информации, которую мне подсовывает интернет, как и все остальные. Я считаю, мое мнение кухонным и высказывать его буду у себя на кухне, а не публично.