Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды26 апреля 2017 14:20

Российские женщины-режиссеры: к чему приведет "женский бум" в отечественном кино?

На фестивале «Движение» в Омске прошла дискуссия о феномене российских женщин-режиссеров
Кадр из телесериала Оксаны Карас «Отличница»

Кадр из телесериала Оксаны Карас «Отличница»

В современном российском кино не первый год наблюдается «женский бум». В первом эшелоне его действующих лиц - Светлана Проскурина, Анна Меликян, Валерия Гай Германика, Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Наталия Мещанинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова, Нигина Сайфуллаева, Элла Манжеева, Наталья Меркулова (список этот можно продолжить, в том числе участницами конкурса фестиваля «Движение» этого года). Это отражение мировых тенденций феминизации кино и эмансипации женщин-кинопрофессионалов. Удешевление и облегчение кинотехнологий, безусловно, важная причина этому: кино стало явно легче снимать, чем даже 10 лет назад. Но единственная ли? Способны ли мужчины-режиссеры с их привычными амбициями демиургов осмыслить стремительно феминизирующийся мир, в которой инстаграм-реальность вытесняет скучную серую действительность за нашими окнами? Каковы основные черты "женского кино"? Чем оно отличается от "мужского"? Не унижает ли российских женщин-режиссеров подобная сегрегация? Ведь кино может быть плохим и хорошим, а не "женским" и "мужским". Какая тематика подвластна в кино исключительно девушкам? В чем они гораздо жестче и откровеннее мужчин? Все эти вопросы еще только предстоит осмыслить.

А еще, можно ли свести "женское кино" к фильмам, снятым исключительно женщинами? Ведь лучшие женские образы подарили миру все же мужчины - Бергман, Феллини, Альмодовар или, к примеру, Пол Верхувен с его «Основным инстинктом» или свежей картиной, программно названной «Elle» (Она). А вот Татьяна Лиознова («17 мгновений весны») снимала, по крайней мере по первой видимости, совершенно мужское кино.

Показанный на открытии "Движения" телесериал Оксаны Карас «Отличница» (предыдущий ее фильм, «Хороший мальчик», удостоился Гран-при прошлогоднего «Кинотавра») - вероятно, довольно полно отвечает представлениям о современном русском «женском кино». Это с большим вниманием к подробностям быта и человеческой психологии рассказанная ретро-история девушки с комплексом университетской «отличницы» (Яна Гладких), оказавшейся сразу после выпуска в эпицентре криминальных расследований. Поначалу ее, конечно, шпыняют коллеги по уголовному розыску, все как один прошедшие войну опытные оперативники (Никита Ефремов, Александр Яценко), но постепенно хорошенькая отличница ставит их на место, доказав всем этим мачо, что она способна не только распутывать криминальные клубки, но и легко вызывать в них восторг любви… Таким образом продемонстрировав мужчинам свое превосходство и власть, девушка попутно еще раскрывает «крота» в своем дружном коллективе, ну и, конечно, обретает себя, узнав о себе много нового. Феминизм упакован в «Отличнице» в традиционную форму детектива - жанра, вполне себе «мужского», оттого ее сдержанный ревизионизм еще очевиднее. Молодая Оксана Карас снимала это кино как восьмисерийный телевизионный проект, сокращенная версия была сделана ею специально для фестиваля «Движение».