Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды21 февраля 2017 22:00

Сирийский Чаплин и польский «Твин Пикс»

Пять лучших фильмов Берлинского фестиваля
«След» - экологический триллер и черная комедия в одном флаконе.

«След» - экологический триллер и черная комедия в одном флаконе.

Фото: кадр из фильма

Кинообозреватель «КП» Стас ТЫРКИН знакомит вас с самыми запоминающимися картинами кинофорума.

Главный приз - «Золотой медведь» - достался венгерскому фильму «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Российских картин на конкурсе не было, лишь в программе «Панорама» показали «Заложников» Резо Гигинеишвили. А что еще достойного было в Берлине?

ПРИЗ ЗА НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В КИНО

«След»

Польша, Режиссер - Агнешка Холланд.

Этот фильм ветерана польского кино - экологический триллер и черная комедия в одном флаконе. Главная героиня - немолодая женщина по фамилии Душейко (Агнешка Мандат), которая не хочет, чтобы к ней обращались по имени: с такой фамилией она просто не может не воплощать человеческую душу. Душейко живет в польском Твин Пиксе (отсыл к известному сериалу Дэвида Линча про американский городок, где происходит загадочное убийство. - Ред.) - городке, граничащем с дивным лесом, в котором орудуют охотники-живодеры, намного превосходящие в зверствах уничтожаемых ими зверей. Душейко переживает за каждую невинно убитую живую душу - гораздо меньшую симпатию у нее вызывают люди, которые тоже стали гибнуть в этих краях с подозрительной регулярностью. Причем гибнут именно охотники и живодеры. Расследуя исчезновение своих двух пропавших собак, Душейко оказывается в центре этих животных страстей. Заразительная и анархичная картина, в которой растрепанной седой женщине помогает молодой хипстер, окажется равно близка и пожилым любителям животных, и молодежи, выбравшей для себя ЗОЖ, экологическое мышление и вегетарианство.

«СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ» ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ

«По ту сторону надежды»

Финляндия, режиссер - Аки Каурисмяки.

Новый фильм знаменитого Аки Каурисмяки - современная сказка о судьбе мигрантов в Европе. Молодого сирийца Халеда родом из Алеппо, прибывшего в Финляндию в трюме корабля, как могут, оберегают добрые хорошие люди - работники самого ужасного в стране ресторана и особенно его босс, выигравший эту комическую точку питания в казино. Не откажет в услуге и простой дальнобойщик, готовый бесплатно переправить в страну сестру маленького сирийца, чем-то похожего на Чарли Чаплина. Но система несправедлива, она заставляет вынужденных мигрантов годами томиться между небом и землей, отправляет их в наручниках туда, где идет война, а на злых европейских улицах орудуют бритоголовые наци, путающие арабов с евреями. В отличие от предыдущего фильма Каурисмяки «Гавр» хеппи-эндом в этой сказке даже не пахнет. Но надежда все равно где-то теплится, пусть и повернутая неведомой другой стороной. Чаплинский темперамент Каурисмяки никогда не позволит ему окончательно от нее отказаться.

Фильм «По ту сторону надежды» - это современная сказка о судьбе мигрантов в Европе.

Фильм «По ту сторону надежды» - это современная сказка о судьбе мигрантов в Европе.

Фото: кадр из фильма

«Называй меня своим именем»

Италия, режиссер - Лука Гуаданьино.

Не просто лучший на сегодняшний день фильм одного из самых актуальных итальянских режиссеров («Я любовь», «Большой всплеск»), это редкий пример кино не больших (или, что чаще случается) малых идей, а самого вещества, самой материи, самой прелести жизни. Когда с экрана тебе передается и летняя жара, и холод ручья, и ощущение липкости от сока персика на коже, и много еще чего. Это кино, предоставляющее зрителю богатый чувственный опыт, если он, конечно, на него решится и к нему готов. На экране итальянское имение космополитичной франко-американской элитарно научной супружеской пары. Ее 17-летний сын, бегло говорящий на трех языках и виртуозно исполняющий Баха на гитаре и фортепиано, на наших глазах приобретает первый чувственный опыт, который, без сомнения, определит всю его грядущую взрослую жизнь. Еще одну историю о встрече и расставании и всем том, что, если повезет, случается между, режиссер рассказывает без тени пошлости, с такой легкостью и обезоруживающей искренностью, что она не может не обогащаться личным опытом каждого зрителя, если тому повезло испытать эйфорию и драму любви, которая тоже часть ее прелести.

«Называй меня своим именем» - кино, предоставляющее зрителю богатый чувственный опыт, если он, конечно, на него решится и к нему готов.

«Называй меня своим именем» - кино, предоставляющее зрителю богатый чувственный опыт, если он, конечно, на него решится и к нему готов.

Фото: кадр из фильма

«Реквием по госпоже Джей»

Сербия - Болгария - Россия, режиссер - Боян Вулетич.

Еще одна черная комедия - этот жанр распространен на нынешнем Берлинале, особенно в фильмах из стран бывшего соцлагеря, ибо в каком еще жанре рассказывать о реальности, в которой они оказались? Главную героиню в исполнении отличной сербской актрисы Мирьяны Каранович в связи с неюным возрастом, несправедливым увольнением с работы и смертью мужа подстерегла жестокая депрессия. Дома не лучше: одни бесконечно матерящиеся дочери чего стоят. Госпожа забила на всех, перестала выполнять свои обязанности по дому и вообще решила свести счеты с жизнью. Но для того чтобы покончить с жизнью, нужен такой же героизм, как и для ее проживания. Героиня проходит все круги постсоветского ужаса (Сербия и Болгария, судя по их кино, проживают сейчас то, что мы прошли в 1990-х), для того чтобы возродиться к новой жизни. Умная, сочная, не утомляющая обычной балканской шумностью, мастерски выдержанная комедия снята при участии известного российского продюсера Александра Роднянского («Левиафан», «Дуэлянт») и отчасти является российской картиной.

«СЕРЕБРЯНЫЙ МЕДВЕДЬ» ЗА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

«Фантастическая женщина»

Чили - Германия, режиссер - Себастьян Лелио.

Транссексуалы на экране не частые гости, но еще реже их изображают реальные транссексуалы, а не обычные женщины. Фантастическую женщину зовут Марина, и, как и всем женщинам, ей нужна любовь, и она обрела ее - увы, ненадолго. Когда у нее на руках умирает ее возрастной бойфренд, она сталкивается с тотальной враждебностью своего окружения - ее стыдятся, ей угрожают, у нее отбирают все, что связывало ее с близким человеком, - в том числе их собаку. Но женщиной Марина стала для того, чтобы быть сильнее мужчин, она справится с бесконечными унижениями, которые обрушиваются на ее голову, и не склонит ее, чем бы это ей ни грозило.

Предыдущая картина Лелио, осыпанная призами Берлинского фестиваля, «Глория», тоже была о женщине, в проблемном возрасте 58 лет, ее одиночестве, ее гордости, ее сексуальной раскрепощенности, ее эмансипации, наконец. В новом фильме он встает за защиту людей «третьего пола», требуя, чтобы к ним относились по-человечески.