Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-1°
Boom metrics
Экономика29 июля 2016 22:00

Территория опережающего запустения

Как власти пытаются «лечить» умирающие в России моногорода и почему у них ничего не получается [инфографика]
Здесь когда-то была школа... В Надвоицах таких брошенных зданий много.

Здесь когда-то была школа... В Надвоицах таких брошенных зданий много.

Фото: Александр ГЛУЗ

Первое, на что поневоле обращаешь внимание в Кондопоге, - умопомрачительный запах сосисок. Несколько раз перепроверяешься: нет ли магазина поблизости? Съедаешь припасенный бутерброд, греша на обман желудка. Нет, аромат никуда не делся. Чем дальше продвигаешься в город, тем он сильнее. Скоро становится понятно, что запах, как едкий цветок, источает целлюлозно-бумажный комбинат. ЦБК - единственное крупное предприятие в городе. Пять лет назад на нем работали 8 тысяч человек, почти треть населения Кондопоги. Сейчас - вполовину меньше. У комбината долгов на 13 млрд. рублей и звание банкрота. Масштабных конфликтов с приезжими, как было 10 лет назад, давным-давно нет. Все разъехались...

ЗОНЫ ОСОБОГО СТАТУСА

Моногорода (населенные пункты с одним крупным производством, от которого зависит жизнь всего населения) съеживаются на глазах. Оживить застоявшуюся экономику решили с помощью территорий опережающего развития (ТОР). Закон о них приняли в 2014 году. Он разрешает наделить депрессивные зоны особым статусом (см. графику). Кондопожские власти в третий раз улаживают все бюрократические процедуры, чтобы его получить.

Напротив администрации района, как нарочно, стоит гигантский щит с изображением белоснежного унитаза и слоганом «Толчок в будущее». Глубокомысленный креатив местных рекламщиков. Кажется, здесь пытались на что-то намекнуть.

- У нас есть семь проектов, которые инвесторы готовы открыть в рамках ТОР, - рассказывает Виталий Садовников, замглавы района по экономике. - Сметы уже посчитаны, проекты вполне рабочие. Решения сверху только нет.

Пока инвесторы на паузе, город потихоньку разваливается. Решение о ликвидации ЦБК принято, имущество готовят к распродаже. Работников уведомили об увольнении. Но кормят обещаниями: должен прийти крупный спонсор и перезапустить предприятие. Но на мой вопрос, есть ли уверенность, что так и будет, Садовников честно отвечает: - Есть надежда.

.

.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВЕРНИТЕ ПАПУ

- Видите Дворец культуры? Это Федя построил, брусчаткой дорогу вымостил тоже он. А Ледовый дворец? Он тоже Папин. - Мы гуляем по городу с Юлей, инженером ЦБК.

Федей или Папой сотрудники комбината ласково называют Виталия Федермессера, бывшего директора ЦБК (1990 - 2000 годы). Говорят, у него были связи в Германии, немецкие партнеры активно кредитовали комбинат. А со следующим директором работать не захотели. Все и пошло кувырком. То ли из-за смерти Федермессера в 2008 году, то ли из-за кризиса.

Папа был единственным миллиардером в Карелии и де-факто управлял городом.

- Зачем старое было разваливать? - недоумевает Юлия. - Тут, кроме нашего комбината, были еще заводы в 2000-х. Всем дали умереть. А теперь собираются то же, но новое открывать? Бред! Городу нужен сильный лидер, вот и все.

Жесткий самодержец, немного самодур, строит города, привозит иностранных «купцов» - ничего не напоминает? Жители Кондопоги привычно ждут, когда придет «царь» и обо всех позаботится. А до этого времени разводят руками и вспоминать былое...

ДВА ЛИЦА НАДВОИЦ

Кондопоге еще повезло. Город расположен в 45 км от Петрозаводска. При большом желании можно ездить на работу в карельскую столицу. У жителей поселка Надвоицы такой возможности нет. Моногород, который тоже претендует на звание ТОР, находится в 300 км от Петрозаводска. Но местная пресса зарядила меня оптимизмом. Пишут: «В Надвоицах откроется производство алюминиевых радиаторов», а через две недели: «В Надвоицах отлит первый радиатор». И апофеоз: «Надвоицы - центр притяжения инвесторов». Да что ж там за монстры экономического развития работают?

Все оказалось куда банальнее. Градообразующее предприятие - алюминиевый завод НАЗ-РУСАЛ - еле тянет лямку. С 2014-го на заводе начались масштабные сокращения. Других предприятий в городе нет.

В администрации города общаться не захотели, несмотря на предварительные договоренности. А восторженные статьи в местной прессе оказались уж слишком оптимистичными.

- С радиатором вообще хохма вышла, - рассказывает местная жительница Ольга. - Пока его отливали, он взорвался. Пришлось срочно покупать похожий, чтобы показать журналистам.

.

.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

20 ГЕКТАРОВ ПЕСКА

К первому в Карелии технопарку мы идем уже с другим жителем Надвоиц - экологом и активистом Андреем Козловичем. Технопарк почти на 90% софинансирует Фонд развития моногородов. Общий объем помощи - 240 млн. рублей. Перед поездкой я обращалась в фонд за комментарием. Там сначала согласились, но потом пропали. Глядя, как два экскаватора ковыряются на 20 гектарах земли на пустой огороженной территории, я поняла, почему все, кто имеет к происходящему хоть какое-то отношение, так упорно молчат.

Надвоицы пусты. Людей на улицах нет. Большинство домов стоят без света, с выбитыми окнами или заколоченными ставнями.

- Нас тут со всех сторон тюрьмы окружили (вокруг поселка четыре исправительные колонии. - Ред.). Кто выходит, на свободе долго не задерживается, опять садится. Честно говоря, самый хороший вариант, - рассуждает местный житель Иван, которого мы чуть ли не единственного встретили на улице. - Кормят сейчас там хорошо. Труд ежедневный, а здесь помрешь от безделья.

За весь день я так и не произнесла вслух словосочетание «территория опережающего развития». Как-то язык не поворачивался. Говорят, свобода пуще неволи. А здесь все наоборот.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий ЖУРАВЛЕВ, директор Института региональных проблем:

Нет избытка денег - вот и нет инвесторов

- Льготы и внимание властей к конкретному городу - это важно. Но эти меры сами по себе инвестора не привлекут. Тот приходит под проект. Когда ему рассказывают, например, какой завод можно построить, какой доход с него быстро получить, как и куда будет идти сбыт продукции. Когда четкого плана нет, никакая ТОР не поможет. Не стоит ждать, что инвестор сам придет и предложит что-то построить. Так делается только от избытка капитала в стране. Раньше желающих вкладывать в Россию было много. Сейчас другая ситуация. Наши внутренние инвесторы вкладывают деньги в валюту или в акции крупных компаний. И получают гораздо больший доход, чем от любого промпроизводства.